Общая характеристика профилей | Учебные планы | Математический профиль | Биолого-химический профиль | Английский язык

Адрес лицея №22:153025, Иваново, ул. Академика Мальцева, 41/7, тел. 373415


Sorry, this site is under construction

 

Ивановский государственный университет

Английский язык

Бобринева С.К., Михайлова О.В.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

В марте 2000 года в лицее № 22 была проведена контрольно-диагностическая работа, целью которой было выявить уровень подготовленности учащихся к профильному обучению в 10 классе.

Диагностика осуществлялась на основе оценки и анализа сформированности основных знаний, умений и навыков по английскому языку, необходимых для продолжения обучения в 10-м классе. В качестве основного объекта контроля рассматривались ЗУН в области грамматики английского языка с учетом их актуализации в связной письменной речи Кроме того, работа включала в себя задания, позволяющие сделать вывод об ориентации учащихся на профильное изучение английского языка.

Учащимся предлагался связный, художественный текст, на основе которого выполнялись следующие задания:
1) Задание 1-тест вставить глагол в предложение, выбрав одну из трех предложенных его форм
2) Задание 2 (по выбору учащегося)
A) Поставить вопросы всех пяти типов к 2-м предложениям из текста
B) Поставить вопросы к тексту, объединив их в вопросный план.
3) Задание 3 (по выбору учащегося)
C) Ответить на поставленные им вопросы.
D) Изложить текст в письменной форме без опоры на текст

Структура заданий
Задание 1 носило комплексный характер и позволило сделать вывод
1) о сформированности навыков чтения у учащегося в целом,
2) степени понимания прочитанного текста;
3) уровни сформированности грамматических навыков по темам Tenses (Active Voice)9 Passive Voice, Modal Verbs, Reported Specech Это задание было обязательным для всех учащихся.

Задание 2 позволило оценить уровень:
1) знания различных типов вопросов;
2) умения трансформировать предложение из утвердительной формы в вопросительную и, наоборот, в соответствии с типом вопроса.

Наличие всех типов вопросов, поставленных к двум любым (по выбору учащегося) предложениям текста, и правильности их грамматического оформления свидетельствует о сформированности этих знаний и умений на обязательном уровне А

Более высокий уровень (B) сформированности грамматического навыка предполагает:
а) что список вопросов, составленных учеником, отражает основное содержание текста, его логику (т к. не только содержит все типы вопросов, грамматически правильно оформленных, но и представляет собой вопросный план к тексту),
б) не просто трансформацию предложений из утвердительной в вопросительную (и обратно), но и отражение коммуникативной значимости поставленных вопросов.

Ориентация на профильное изучение английского языка диагностировалась по факту выбора учеником задания 3D (высшего уровня) на свободное изложение текста вместо ответов на поставленные вопросы (Выбор не влиял на отметку) Это задание также позволило проанализировать уровень сформированности навыков МР, умения логично и грамматически правильно оформить мысль (высказывание) на английском языке.

Работа была построена таким образом, что, выполнив первое обязательное для всех задание, учащиеся делали выбор из предложенных двух вариантов последующих заданий. Это свидетельствовало о самооценке учащегося, об уровне его притязаний, а успешное или неуспешное выполнение выбранных им заданий позволило сделать вывод об уровне сформированности грамматического навыка В связи с этим были выделены следующие уровни: высший, высокий, допустимый (или обязательный), недопустимый Качественное описание уровней отражено в таблице 1.

Таблица 1

Название уровня Диагностические признаки Показатели
Высший Сформированность основных ЗУН на уровне выше обязательного и наличие ориентации на профильное изучение языка
Успешное выполнение заданий (l+ IIB+ IIID)
Высокий Сформированность основных ЗУН на уровне выше обязательного и отсутствие ориентации на профильное изучение языка Успешное выполнение заданий (l+ IIB + IIIC)
Допустимый Сформированность основных ЗУН на обязательном уровне и отсутствие ориентации на профильное изучение языка
Частичное выполнение заданий (1+ НА)
Недопустимый Сформированность основных ЗУН на уровне ниже обязательного и отсутствие ориентации на профильное изучение языка
Неуспешное выполнение заданий. Частичное выполнение заданий (I +IIA)

Ценность данной работы заключается в том, что:
o тщательно обосновывается каждое задание;
o предлагаются разноуровневые задания;
o работа носит диагностический характер;
o разрабатываются критерии оценки и система отметок.

Анализ результатов контрольной работы позволил сделать следующие выводы.
В целом уровень сформированности грамматических навыков у учащихся 9-х классов - допустимый Средний балл среди учащихся всех 9-х классов - 3,3; процент качества - 36, процент успеваемости - 80. Повышенный уровень сформированности грамматических навыков показали 10% учащихся; высокий - 25%; допустимый - 45%, недопустимый - 20% учащихся.

Большая часть учащихся 9д класса (60%; 4 человека) не справились с предложенными заданиями Наилучшие результаты продемонстрировал 9А класс: отметку "отлично" получили 26% учащихся; 52 - "хорошо"; лишь 3% vчащихся получили отметку по ЛДП, по контрольно-диагностической деятельности. По мнению учителей семинары ТА Вороновой, Т Я Сенкевич, С К, Бобриневой, НЮ Котвиной, Г.В, Токаревой, ГА Медведевой и др. сыграли заметную роль в переосмыслении ими своей педагогической деятельности с точки зрения осуществления в практике уроков идеи сотрудничества учителя и ученика, осознания целей образования, характера учебной деятельности учителя и ученика, совершенствования технологии обучения. Многие педагоги уверены в том, что семинары НМЦ в значительной мере позволили им преодолеть боязнь нового в своей педагогической деятельности (80%) В 1998 - 1999 учебном году результаты по этому показателю были относительно невысокими (10%).

По прежнему невысоко оценивают педагоги помощь семинаров НМЦ в преодолении противоречий между теорией и практикой. В связи с этим, на наш взгляд, следует еще раз обсудить и с сотрудниками и с учителями критерии эффективности деятельности НМЦ, убедив педагогов в том, что успешность реализации теоретических знаний, полученных в рамках семинаров НМЦ, в первую очередь обуславливается их личной готовностью к восприятию и реализации инновационных идей.

Особенно низко оценили учителя лицея роль семинаров НМЦ в переосмыслении ими содержания образования (СО) Замечу, что иного ответа вряд ли стоило ожидать в семинаре НМЦ "Образовательная программа лицея № 22", где огромное место уделялось новым подходам к пониманию СО, в основном принимали участие администрация, председатели МО, сотрудники лабораторий и секций НМЦ Образовательные программы лицея по разным предметам в следующем учебном году будут обсуждаться в предметных МО. И мы надеемся на то, что произойдет переосмысление понимания СО в соответствии со спецификой ЛДП.
Подводя итоги, замечу, что главным направлением ИД в 2000-2001 учебном году должен стать совместный поиск предметными МО, администрацией, сотрудниками НМЦ новых форм ИД, позволяющих:
1) учителям совершенствовать проектировочные, мониторинговые, рефлексивные умения;
2) администрации лицея разработать и осуществить эффективную систему контроля за результатами ИД педагогов, совершенствовать механизмы мотивации участников ИД
Чем это обусловлено? Думается, что у одних учителей -отсутствием необходимого времени, у других, - недостаточной сформированностью проектировочных умений, важных для осуществления ИД Наши наблюдения свидетельствуют о том, что даже при наличии системных теоретических семинаров НМЦ по моделированию программы ИД и методам диагностики ее результативности некоторые педагоги испытывали затруднения в разработке программы индивидуальной ИД, в представлении результатов ИД в письменной форме

На наш взгляд, эта неготовность учителя к осуществлению ИД связана с тем, что окончив вуз он приходит в школу, не владея необходимыми проектировочными умениями Это значительно осложняет процесс включения молодого педагога в ИД Таким образом, можно говорить о несоответствии системы вузовской подготовки специалистов к профессиональной деятельности условиям инновационной школы

Наиболее развиты проектировочные умения в нашей школе у учителей МО математиков, биологии и химии, начальной школы. Все они смогли разработать программы своей опытной и опытно-экспериментальной работы В меньшей степени эти умения продемонстрировали словесники, учителя истории и иностранного языка.

По сравнению с прошлым годом активное участие в ИД приняли 34,2% педагогов (в 1998-1999 уч. г. - 23,6%). Следовательно, ИД действительно становится важной частью профессионального и личностного самоопределения педагога в нашем лицее Подтверждением этого является и тот факт, что впервые в реализации темы опытноэкспериментальной работы школы приняли участие учителя информатики (С.В Котвин), географии (Н В Ермакова), иностранного языка (Н Н. Батурина).

Оценка результативности ИД педагогов лицея № 22 осуществлялась в соответствии с критериями, заложенными в Программе мониторинга ИД.

Реализуя Программу ИД лицея № 22, ее участники разработали 5 методических рекомендаций и пособий, разработали и осуществили корректировку 7 авторских программ Проектировочные умения педагогов были продемонстрированы при моделировании 19 открытых уроков, реализующих ЛДП 5 коллег представили результаты своей инновационной деятельности в качестве квалификационной работы на высшую категорию Эти работы были успешно защищены (учителя Н В Коновалова, М.Т. Полывянная, Л А Кременецкая, И.Г Давыдова, ТА Майорова) С результатами своей ИД учителя выступали на семинарах и открытых заседаниях НМЦ, на городских и школьной конференциях, областных и городских семинарах, проблемных педсоветах ступеней, заседаниях предметных МО

Новым, и пожалуй, самым продуктивным направлением в ИД этого учебного года стала разработка и внедрение в практику деятельности педагогического коллектива контрольно - диагностических разноуровневых заданий под руководством Т.А Вороновой и научного руководителя лаборатории мониторинга педагогического процесса НЮ. Котвиной, при участии учителей МО русского языка и литературы, математики, иностранного языка (И.Н. Ляпуновой, ТА Майоровой, О В Карасевой, Е А Меркушевой О В Михайловой, ЕВ Тороповой и др.)
Эти разработки имели практический выход, так как позволили нам по новому подойти к определению уровня подготовленности наших учащихся к профильному обучению в 8-х и 10-х классах.

Проведенное нами анкетирование показало, что большинство педагогов видят причины своих затруднений в ИД в нехватке времени на осмысление собственной деятельности Однако никто не указал и не увидел проблемы в отсутствии необходимой ответственности и самодисциплины, что проявилось в том, что педагоги или формально подходят к ИД, или не считают для себя обязательным представлять вовремя необходимые материалы по своей ИД

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, администрации лицея следует в следующем учебном году, с одной стороны, уделять более пристальное внимание созданию благоприятной мотивационной среды для педагогов, испытывающих затруднения в ИД. с другой стороны, осуществлять более системный контроль за результатами ИД через деятельность предметных МО и администрации ступеней.

Указывая в анкетах причины своего участия в ИД, учителя, так же как и в 1998-1999 учебном году, называют возможность повышения своего профессионального мастерства в качестве основной причины Новым, по сравнению с прошлым годом, мотивом стал мотив важности своей ИД не только для реализации творческого потенциала своей личности, но и для повышения качества образовательного процесса, которое многие педагоги связывают с развитием интеллектуальных способностей, теоретического мышления и творческой активности учащихся Таким образом, можно говорить о значительных изменениях в понимании педагогами нашего лицея целей своей ИД, о переходе коллектива на более высокий уровень ценностно - ориентационной зрелости.
Отметим, что 80% учителей среди причин обращения к ИД называют стремление улучшить свое материальное положение (в 1988-1999 учебном году эта группа учителей составляла 10%). На наш взгляд, администрации лицея необходимо учитывать это обстоятельство при организации Ид в следующем учебном году, совершенствуя механизмы материального стимулирования педагогов, ИД которых отличается высокой степенью эффективности.

Опрос учителей лицея показал, что 62% из них удовлетворены своей ИД, 23% - не совсем, 15% - не удовлетворены Названные причины неудовлетворенности (нехватка времени на осуществление системного исследования, отсутствие идеальных организационных и материальных условий для реализации инновационных проектов) свидетельствуют о том, что администрации лицея следует глубже изучать затруднения педагогов в осуществлении ИД, причины этих затруднений по возможности создавать более благоприятные условия для осуществления продуктивной деятельности

Давая самооценку степени своего овладения ЛДП, учителя отмечают, что они видят затруднения в своей ИД (3 балла) и пути их преодоления (2 балла), знают, как оценить результаты своей ИД (2 балла, по сравнению с 1,25 балла (в 1998-1999 учебном году) Высоко оценивая уровень сформированности умений проектировать и анализировать уроки с позиций ЛДП (старшая ступень - 3 балла, начальная - 2 балла), учителя 1-3 ступеней дали разную самооценку степени сформированости умения реализовать ЛДП в практике урока: начальная школа - 2 балла, старшая - в пределах 1 -2 балла.

Соотнося результаты анкет с наблюдениями за деятельностью учителей на уроках, мы пришли к выводу, что у учителей начальной школы недостаточно развиты рефлексивные умения, и это не позволило им дать адекватную самооценку по данному показателю.

О формальном подходе к осуществлению самооценки учителями начальной школы своей деятельности по этому показателю свидетельствует их удивительное единодушие 2 балла у всех, хотя учителя этой ступени имеют разный опыт ИД, разные мотивы и затруднения, личные особенности и т.д. Проведенный нами опрос показал, что при всех различиях у педагогов 1-3 ступени существуют общие проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития умений осуществлять прогноз результатов своей ИД, контроль за ходом внедрения ИД и эффективности ИД

Учителя лицея (100%) отметили огромную роль семинаров НМЦ в совершенствовании своего профессионального мастерства и овладения новыми педагогическими технологиями. В этом году сотрудники НМЦ провели 8 годичных авторских семинаров, позволивших педагогов - углубить теоретические знания по образовательным программам, Анализ рангов терминальных ценностей учителей-консерваторов показал, что самыми значимыми для них ценностями являются здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Анализ инструментальных ценностей показал большой разброс в предпочтениях у этой группы учителей.
Сравнение терминальных ценностей в обеих группах респондентов показало следующее: для учителейноваторов самыми важными являются профессиональные ценности, для учителей-консерваторов характерна повышенная ориентированность на индивидуальные ценности. Здесь проявляется проблема возникновения и преодоления внутренних противоречий между личностными и общественными ценностями.

Таким образом, изменения, происходящие в современной школе, вызывают необходимость глубинных изменений в личностном и профессиональном самосознании учителей, в том числе ставят проблему готовности массового сознания к смене ценностных ориентации, проблему выработки ценностно-ориентированного единства группы Отсюда возникает потребность в создании психологического обеспечения этих изменений в форме специально разработанных и последовательно осуществляемых мотивационных программ

Эти данные можно считать адекватными, так как педагогическое общение {в русле личностно-ориентированной педагогики) является одним из важнейших условий, обеспечивающих личностный рост субъектов образовательного процесса.

Биолого-химический профиль К началу страницы

Сайт размещен на сервере Ивановского государственного университета http://www.ivanovo.ac.ru Напиши Web-мастеру